Пятница
22.09.2017
01:53
Официальные сайты
  • Министерство образования Тверской области
  • Министерство образования и науки РФ
  • Портал Госуслуги
  • Образовательный портал Тверской области
  • ТОИУУ
  • ФИПИ
  • Краснохолмский РОО
  • Рособрнадзор
  • Поиск
    Календарь
    «  Сентябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930
    Архив записей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    МБОУ "Нивская оош"
    Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО

    Учитель: Сегодня мы заведем особенную папку – потфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и других людей, которые захотят узнать вас лучше. 

    Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:

    — создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

    — максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

    — развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

    — формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

    — формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

    — приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

    — формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

    Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

    Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

    Цели формирования портфолио:

    Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. 

    Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы. 

    Структура портфолио:

    Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).

    В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности.

    Примерная структура портфолио :
    1)ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

    Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

    2)РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"

    Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
    ·  "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
    ·  "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
    ·  "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
    ·  "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
    ·  "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
    ·  "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
    ·  "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

    3)РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"


    В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. 
    4)РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"

    Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. 
    5)РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"

    В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
    6)РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ о путешествиях"

    В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
    7)РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" 

    Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. 

    8)РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ" 
    Заполняют преподаватели школы и внешкольных учреждений.

    9)РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"

    Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто. 

    Важно помнить.

    В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
    Предварительные результаты

    Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:

    • публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей);

    • выставка «портфелей* (по желанию учащихся).

    Критерии оценки портфолио также определяются индивидуально:

    • творчество;

    • факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка);

    • понимание и полнота отражения учебного материала.

    Предварительные результаты

    Работа по технологии портфолио позволяет учителю:

    • оценить уровень самостоятельности детей;

    • выявить проблемы в формировании у них самооценки;

    • определить преобладающую мотивацию ребенка;

    • оценить уровень владения умениями и навыками.